Наставничество

Согласно договора  о сотрудничестве по реализации принципов дуальной системы обучения предприятие (организация) обязуется закрепить наставника во время прохождения обучающимися производственной практики на предприятии. Определение термина «наставник» дано в Правилах организации дуального обучения от 21 января 2016 года №50.

Согласно правилам, наставник - это квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой.

В обязанности наставника входит: осуществление обучения в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, согласованными с предприятием (организацией); содействие обучаемому в ознакомлении с производственной деятельностью, корпоративной культурой и в последующем в профессиональном развитии, закрепление его на рабочем месте; ходатайство перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности обучаемого; участие в обсуждении вопросов, связанных с производственной и общественной деятельностью обучаемого; обучение подопечного практическим приемам и способам качественного выполнения должностных обязанностей и поручений; выявление и помощь в устранении ошибок, допущенных обучаемым, оказание помощи в устранении имеющихся недостатков; представление отзыва на обучаемого; подтверждение исполнения обязательств обучаемого в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики в рамках договора о дуальном обучении., повышение своего уровня квалификации в области педагогических технологий.

Палата Предпринимателей Павлодарской области, начиная с 2019 года ежегодно проводит семинар «Школа наставничества» для обучения наставников. 

Павлодарский высший экономический колледж Казпотребсоюза направляет на семинар представителей из числа ведущих специалистов предприятий – социальных партнеров колледжа.   

Основой для составления курса обучения казахстанских наставников была взята структура немецкой программы обучения наставников – Ausbildung  derAusbilder.

Немецкая учебная программа обучения наставников предприятий состоит из четырех частей:

  1. Проверка условий и планирование обучения на рабочем месте

  2. Подготовка к обучению, прием учеников

  3. Проведение обучения на рабочем месте

  4. Окончание обучения. Проведение экзамена (оценивание).

В основе профессионального обучения наставников, лежит  цикл полного действия, включающий фазы: информирование, планирование, выбор решения, исполнение, контроль, оценивание.

Для детализации полного цикла действий наставника участниками обучения мультипликаторов в Ремесленной палате Трир в составе Шонаевой Лязат, Оспановой Карлыгаш, Скаковой Жанны, Тороповой Ирины, Сыздыковой Айгуль,  Исабекова Марата, Кривенцова Виктора, Бекташова Эльнура была составлена последовательность шагов участников обучения на рабочем месте вместе с наставником и учеником. В итоге была составлена рамочная программа подготовки наставников предприятий, которая состоит из вышеперечисленных частей.

Структура программы обеспечивает возможность создавать самому наставнику дополнительные индивидуальные необходимые действия которые им востребованы в конкретных ситуациях обучения на рабочем месте с учетом особенностей предприятия, производства, технологий.

С 13  по 14 июня 2022 года по инициативе Палаты Предпринимателей Павлодарской области прошел семинар в Школе наставничества  на тему: «Обучение на рабочем месте».

В семинаре участвовали социальные партнеры колледжа, представители нескольких предприятий – Тулекова З.А., - главный бухгалтер ТОО «Уникод», Пономаренко Г.Ю., - коммерческий директор ТОО «ТехноснабПВ», инженер-программист КУК Сагайдак Е.А.

Обучение проводила тренер -  мультипликатор  Шонаева Лязат

 

По окончании обучения  директор Палаты Предпринимателей

Павлодарской области Садвакасов С.Т.

участникам вручил сертификаты