Методическая работа

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Современный этап развития системы образования Республики Казахстан характеризуется широкомасштабным реформированием.

Согласно Государственной программе развития образования в республике  Казахстан на каждом уровне образования внедряются совершенно новые модели образовательных систем.

В контексте Послания Президента Республики Казахстан формирование стратегии в любой области является главным условием интеграции в мировое образовательное пространство. В такой ситуации основные цели и задачи образования профессиональной школы республики значительно расширяются: нужно не  только готовить специалистов в традиционных областях деятельности, но и способных формировать элементы цивилизации в любой сфере деятельности.

Деятельности методического кабинета по формированию профессионально-педагогического потенциала педагога колледжа строится на принципах открытости и самоорганизации. Анализ деятельности педагогического коллектива показал наличие свободной творческой атмосферы, уровень морально-психологического состояния удовлетворенности педагогических работников, позитивную динамику самоуправления и соуправления, заинтересованность в инновационных преобразованиях.

Педагогический коллектив работает над реализацией учебно-методической проблемы: «Совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов в условиях модернизации технического и профессионального обучения».

Миссией колледжа является предоставление качественных образовательных услуг, обеспечивающих формирование конкурентоспособных и профессионально-компетентных выпускников, подготовленных к эффективной работе по специальности на уровне современных стандартов; развитие личности, готовой к социальной и профессиональной мобильности в условиях динамично меняющихся потребностей современного общества.

Научно-методическая деятельность колледжа организует последовательную систему совершенствования педагогической компетентности преподавателей.

Цель работы: создание условий для развития творческого потенциала педагогического коллектива, профессионального мастерства каждого преподавателя,  направленного на подготовку социально адаптированного, конкурентоспособного специалиста.

Методическая работа в колледже заключается в  оказании реальной, действенной помощи педагогическим работникам в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного преподавателя. Методическая работа ориентирована на обеспечение высокого качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Координирует методическую работу методический совет.

Основные направления научно-методической работы

Научно-методический процесс организуется в соответствии с основными стратегическими направлениями развития колледжа и реализуется по следующим направлениям:

  1. развитие профессиональной компетентности педагогов
  2. научно-методическая деятельность
  3. исследовательская деятельность
  4. внеурочная работа со студентами
  5. мониторинг и оценка НМР
  6. совершенствование содержания, форм, методов  обучения

Ежегодное планирование научно-методической работы осуществляется в соответствии со Стратегическим планом колледжа, в котором отражены миссия, цели и задачи колледжа.

Ежегодно на педагогическом совете колледжа в начале учебного года методист доводит до сведения педколлектива  цели, задачи и направления методической работы, а в конце учебного года на педагогическом совете подводятся итоги работы методической деятельности.

Методической деятельности колледжа отводится координирующая роль в повышении квалификации педагогов. Одна из распространенных форм, способствующих повышению профессионального мастерства является открытый урок. В колледже ежегодно в планах цикловой комиссии указывается количество, тематика открытых уроков. Мастер-классы дают опытные преподаватели для слушателей школы молодого педагога, школы профессионального становления. Уроки соответствуют современным требованиям методики преподавания дисциплин в колледже. Широко применяются информационные технологии, используется ИАД, компъютеры.

Научно-методическая деятельность колледжа организует и координирует научно-методическое обеспечение образовательного процесса, организует и координирует усилия преподавателя, ориентированного на исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

Основными задачами научно-методической деятельности являются:

  • исследование эффективности образовательного процесса и управления им;
  • управление научно-исследовательской работой педагогов и учащихся;
  • обеспечение высокого научно-методического уровня образовательного процесса.

В структуре качественной профессиональной подготовки особую роль играет способность личности к постоянному самосовершенствованию, сохранению и развитию своего творческого потенциала. Наиболее эффективно эти качества формируются в условиях инновационно-образовательных систем. Инновационная профессиональная среда педагога колледжа формруется корпоративным сообществом преподавателей, педагогов-новаторов. Теоретической основой формирования и развития инновационной образовательной среды колледжа является совокупность принципов: открытости, системности, опережающего развития растущих профессиональных потребностей, сотрудничество, непрерывности образования, корпоративности педагогического сообщества.

В колледже функционируют Цикловые методические комиссии (ЦМК), которые действуют в соответствии с «Положением о цикловой методической комиссии». Работа председателей ЦМК координируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, методистом. Председатели цикловых методических комиссий проводят конструктивную, творческую работу для достижения поставленных целей. На заседаниях цикловых методических комиссий утверждаются планы работы и тематика ежемесячных заседаний, обсуждается рейтинговая оценка труда преподавателей, проводится работа по подготовке материалов к аттестации преподавателей, рассматриваются вопросы успеваемости и качества знаний студентов  и т.д.

Новые технологии охватывают все стороны дидактического процесса, распространенной формой их проявления являются интерактивные технологии обучения.  Степень внедрения определяется как минимизация охвата содержания технологии обучения, так и адаптация форм организации дидактического процесса, как средства организации учебно-познавательной деятельности будущего специалиста.

В целях активизации деятельности преподавателей, мобилизации творческого потенциала педагога, поддержки творческой самореализации  в колледже используется такая форма работы, как обобщение передового педагогического опыта. 

В целях оказания начинающим педагогам систематической методической помощи организована работа школы молодого педагога. Работа проводится в соответствии с утвержденным планом работы в форме инструктивно-методических заседаний.

Значительное место в колледже занимает информатизация учебного процесса. Ведется работа по созданию электронных пособий по различным дисциплинам всех специальностей.

 

 

 

 

 

Наименование мероприятий

Время

Форма

Ответственные

Занятие №1

1. Требования к нормативным документам:

- КТП, РП.

- Поурочное планирование.

-УМКД (требования)

Сентябрь

Беседа

 

Методист

Зав.отделением

ЦМК

Занятие №2

Моделирование учебного занятия.

 -Алгоритм подготовки преподавателя к уроку.

  - Анализ, самоанализ урока.

Октябрь

Лекция

Методист

 

Занятие №3

Современные образовательные технологии и методики преподавания

Ноябрь

Практическая работа

Методист

ЦМК

Занятие №4

Нетрадиционные формы уроков для улучшения формирования коммуникативной компетенции на занятиях.

Методические разработки уроков

Декабрь

Анализ

собственной деятельности

Методист

Занятие №5

Организация исследовательской деятельности студентов

Январь

Семинар

 

Методист

Занятие №6

Психолого-педагогические условия для реализации личностно-ориентированного обучения

  • Карта экспертной оценки

 

Февраль

 

Лекция,

решение

пед. задач

 

Методист

Занятие №7

Проблемно-познавательное обучение как форма инновационной педагогической технологии

 

 

Март

 

Семинар

 

Методист

Занятие №8

Активные методы обучения, особенности их применения  

Апрель

Лекция

Методист

 

Занятие №9

Подведениеитогов работы молодых педагогов

 

Май

Круглый стол

Зам. директора

по УВР

Методист

План заседаний Школы молодого педагога на 2019-2020 уч.год.

 

 

 

 

ПЛАН

работы Школы молодого педагога

(по оказанию помощи молодому педагогу в профессиональном становлении)

Содержание

Этапы

"адаптационный" 

"проектировочный" 

"контрольно-­оценочный" 

Задачи

 

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя 

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием 

Формы работы

 

Индивидуальная

 

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

 

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно­воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы:репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Методического портфолио".

Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер­классы, проблемно­деловые, рефлексивно­деловые игры)

 

 

Работа консультационного пункта «Школа педагогического мастерства»

Методическая тема: Интенсификация многоуровневого образовательного пространства.

Цель:изучение теоретико-методологических основ преподавания, повышение педагогического мастерства преподавателя

Предполагаемый результат: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение и распространение инновационных технологий в образовательный процесс.

п/п

Тематика занятий

сроки

ответственные

Ожидаемый результат

 

 

 

 

 

1.

Консультации преподавателей по выбору темы для самостоятельного изучения.

4 неделя

ноябрь

Методист

Формирование списка литературы

2.

Информирование и оказание помощи преподавателям при подготовке к конкурсам, конференциям.

Оказание методической помощи аттестующимся преподавателям

4 неделя

январь

методист

Методические рекомендации:

 «Алгоритм аттестации преподавателей»

3.

Обеспечение ознакомления преподавателей, председа-телей ЦМК с учебно-методи-ческой документацией, спе-циальной литературой. Проведение выставок в библиотеке

4 неделя

март

методист

Выставка учебно-методической документации в библиотеке

4.

Профессиональный рейтинг преподавателей.

4 неделя

май

методист

Обобщение инновационного педагогического опыта.

 

План работы научного общества студентов.

 

 

Формы деятельности и содержание

Цель данного вида деятельности

Кто осуществляет данный вид деятельности

Сроки

Каким документом оформлять

1

Определение темы научной работы,

утверждение плана работы на 2019 – 2020

учебный год.

Формирование у студентов интереса к научным исследованиям, развитие творческих способностей, содействие в научной, научно исследовательской работе.

Акжолова С.Б.

IX

Списки студентов, темы научных работ.

2

Анализ научно-исследовательской работы студентов.

X

Отчеты научных руководителей о состоянии научно-исследовательской работы со студентами

3

Консультации.

XI

Журнал учебный

4

 

Подготовка к проведению внутриколледжной конференции Предварительная защита научных работ.

I

отчет

5

Внутриколледжная конференция и олимпиада

 

IV

Сборник статей

6

Круглый стол  НОС (призеров Областных научных конференции и олимпиад) студентами  1-2 курсов.

 

V

Отчет