Дуальная система обучения как инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов
Проблемой профессионального образования является разрыв между теорией, которую студенты получают в учебном заведении и требованиями производства и рынка труда.
Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения. На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, которая является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах мира.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятиядуальное обучение — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людейдуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают опыт работы на предприятии, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Для государствадуальное обучение - это безусловно выигрыш, так государство эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет учебного заведения. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие. Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
Учитывая преимущества дуального обучения учащихся, Павлодарский экономический колледж внедряет его элементы через организацию проведения учебной практики на предприятиях социальных партнеров колледжа по индивидуально составленным программам.
В соответствии с графиком учебного процесса в группе 3-84б специальность № 0518000 «Учет и аудит» на период с 23.12.2013 по 05.01.2014 года сроком на 2 учебные недели организовано проведение учебной практики на предприятиях, непосредственно занимающихся проблемами развития предпринимательства в Павлодарской области.
Составлена индивидуальная программа, предусматривающая изучение специфики деятельности данной группы предприятий и углубленного изучения раздела предмета «Экономика организаций», связанного с характеристикой предприятий, предпринимательства и государственной поддержкой его развития.
Учащиеся проходили практику на предприятиях:
№ |
Наименование предприятия |
Количество учащихся |
1 |
Региональный филиал АО Фонд развития предпринимательства «Даму» по Павлодарской области |
4 |
2 |
Палата предпринимателей Павлодарской области |
2 |
3 |
ГУ Управление предпринимательства и торговли по Павлодарской области |
5 |
4 |
КГУ Офис Центр Аппарат Акима Павлодарской области |
2 |
5 |
Другие предприятия |
3 |
|
итого |
16 |
За время прохождения практики учащиеся подробно изучили вопросы программы, ознакомились со структурой организации, взаимосвязь деятельности указанных структур с перспективными и нормативными документами правительства РК и местных органов управления власти.
Организация «Палата предпринимателей Павлодарской области»создана 18.10.2013 года, является некоммерческой организацией, входящей в систему Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
Целями создания Палаты являются содействие развитию экономики Республики Казахстан, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему; формирование современной промышленной и торговой инфраструктуры; создание благоприятных условий для развития деятельности предпринимателей, защиты их прав и интересов. Палата осуществляет свою деятельность по трем направлениям: экономический блок; социальный блок; правовой блок.
Экономический блок– является центром аналитики и банка информации социально-экономического развития области.
Социальный блок– является центром совершенствования системы технического и профессионального образования, развития социального партнерства.
Правовой блок– является центром правовой поддержки и общественного мониторинга, организации взаимодействия с государственными
Региональный филиал АО Фонд развития предпринимательства «Даму» по Павлодарской областиобразованв 1997 г. согласно постановлению Правительства РК
Единственный акционер – национальный управляющий холдинг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»
МИССИЯ: Содействие качественному развитию МСБ в Казахстане
Основные направления деятельности:
С 2007 г. Оператор Стабилизационных программ поддержки МСБ
С 2009 г. Оператор программ обучения и консультирования предпринимателей
С 2010 г. Финансовый агент субсидирования ставок и гарантирования кредитов «ДКБ 2020
Миссия ГУ «Управление предпринимательства и торговли »заключается в создании благоприятных условий для эффективного развития предпринимательства на территории области. Учредителем ГУ является государство в лице акимата Павлодарской области. Финансирование деятельности осуществляется из областного бюджета
Целью ГУ является проведение государственной политики, направленной на эффективное развитие малого и среднего бизнеса, реализацию на региональном уровне Государственных программ:
- координация деятельности государственных и негосударственных структур, общественных объединений в решении проблем предпринимательства, обеспечение мониторинга;
- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех сферах экономики региона;
- составление протоколов по делам об административных правонарушениях, в предусмотренных законодательством случаях;
- оказание содействия субъектам предпринимательства в реализации инвестиционных проектов в рамках государственных программ «ДКБ 2020» и «Занятость 2020»
В целом работу учащихся на предприятиях руководители оценивают положительно, подчеркивают профессионализм, дисциплинированность, исполнительность, коммуникабельность.
При такой оценке следует надеяться на долгосрочное и плодотворное сотрудничество организаций в рамках решения вопросов по дуальному обучению молодых специалистов нашего колледжа.
Преподаватель – руководитель практики Сысоева Л.А. 13.01.2014г.